А Вам было бы интересно встретиться с бизнесменом, который имеет 64 зарегистрированных патента и получил премию "Гэллап", войдя в 500 лучших предприятий?!!
Он расскажет...
4.1. Организация стажировки. Введение в должность.
4.2. Внутреннее обучение и наставничество.
4.3. Внешнее обучение.
Рассмотрим каждый из 4-х блоков более подробно.
1. Стандарты продаж
1.1. Требования к сервису
Когда мы начинаем организовывать у себя систему продаж, необходимо понять, для какого сегмента покупателей предназначена наша продукция, что они ожидают получить от экспозиции, товара, сервиса.
Это нужно сделать для того, чтобы:
во-первых, не потратить деньги там, где их можно сэкономить,
во-вторых, попасть в ожидания покупателей и повлиять на их решение о покупке.
Исследования показали различный уровень требований со стороны покупателей к сервису в зависимости от цены предлагаемого товара.
Обобщенно эти исследования представлены в таблице.
Требования
Элитный сервис, товары класса люкс
Сервис для среднего класса, средний ценовой сегмент
Пример: все торговые точки в мебельных центрах, мебельные магазины
Режим
самообслуживания с использованием
консультаций
продавцов по инициативе клиента.
Пример: «Икеа» (смешанный сервис)
Сопровождение
Клиента
До, во время и
после покупки
Во время и после
покупки
Во время
консультации и
оплаты
Дополнительные
услуги
Наличие широкого перечня
дополнительных
услуг для клиента (например, хранение мебели на складе до окончания ремонта квартиры)
Возможны,
стандартный
небольшой набор
дополнительных
услуг (дизайн-проект, замер)
Отсутствуют (доставка, сборка в данном случае не являются дополнительными услугами)
Уровень
требований к
чистоте торговой точки/салона
Очень высокий
Высокий
При этом часто наблюдается следующее: пыль в ящиках, не относящиеся к мебели предметы (газеты, журналы, личные вещи продавца)
Средний
Хорошо бы, чтобы было просто чисто.
Уровень
требований к
комфорту и
дизайну
Высокий,
авторский дизайн
интерьеров
Средний
Но при этом покупателям хочется видеть законченные интерьерные решения
Средний
Достаточно применить принцип зонирования по товару
Уровень
требований к
квалификации
персонала
Очень высокий,
обслуживание VIP
- клиентов. Наличие дизайн-проекта обязательно.
Высокий. Необходимо умение нарисовать план расстановки мебели, дизайн.
Средний. Необходимы
знания товара по производителю, материалу, эксплуатационным характеристикам
Уровень
представительства перед клиентом
Часто существует разделение труда. Пример: Менеджеры дают первую консультацию, ведут сделку. Дизайнеры, архитектор подключаются на этапе, когда требуются консультации по интерьеру и дизайн-проект. Топ-менеджеры, директор салона могут принимать участие в переговорах о скидках, дополнительных условиях.
Менеджер, продавец-дизайнер
Продавец
Возможность
обсуждать
правила
обслуживания
Правила
обслуживания
являются
предметом
обсуждения
Правила одинаковы для всех клиентов и не
являются
предметом
обсуждения. Исключения могут составить лишь даты доставки, сборки, иногда скидки.
Не обсуждаются
1.2. Требования к продавцу.
Давайте более подробно остановимся на требованиях покупателя к продавцу.
И посмотрим, что можно сделать и как, чтобы продавцы этому соответствовали и делали больше продаж на точке или в салоне.
Уровень
требований к
квалификации
персонала
Очень высокий,
обслуживание VIP
- клиентов. Наличие дизайн-проекта обязательно.
Высокий. Необходимо умение нарисовать план расстановки мебели, дизайн.
Средний. Необходимы
знания товара по производителю, материалу, эксплуатационным характеристикам
Как мы видим требования различаются, соответственно будет различаться и наши требования к продавцам, их компетенциям и подготовке.
Обязательными для всех продавцов будут требования к знаниям:
1) ассортимент
a. товары, их разнообразие
b. материалы
c. механизмы
d. сочетания разных предметов мебели и т.п.
2) работа с кассой
3) поведение с контролирующими органами
4) прием товара
5) работа с экспозицией (уборка, расстановка)
6) взаимодействие с покупателем
a. интервью, презентация и т.п.
b. оформление заказа, составление задания, эскиз и т.п.
7) взаимодействие с офисом
Компетенции следует развивать в следующих направлениях:
1. Технические - знание и умение пользоваться дизайнерскими программами
5. Психология общения (это актуально для длительного цикла продаж в сегменте товаров класса «люкс»)
1.3. Создание Инструкции для работы с Клиентами в торговом зале, где описаны:
- основные правила обслуживания покупателей (стандарты)
- речевые модули (готовые фразы), выделяющие особенности ваших товаров, услуг
Не секрет, что в розничных продажах практически всегда существует текучка кадров, поэтому основной задачей будет как можно более быстрое выведение стажеров на крепкий средний уровень знания ассортимента и продаж.
Для этого и разрабатывается Инструкция по работе с Клиентом.
2.1. Вводится три уровня (класса) компетенций персонала, а также роль наставника.
Стажер, нанявшийся на работу, класса не имеет. Пройдя подготовку под руководством наставника, он проходит аттестацию. В случае успеха получает третий класс.
С третьим классом он работает 6 месяцев, проходит аттестацию и получает второй класс. Получив второй класс, он работает постоянно.
Наставники и старшие продавцы аттестуются на первый класс.
Таким образом,
третий класс - минимально необходимые компетенции;
второй класс - основной массив продавцов;
первый класс - наставники, старшие продавцы (повышенный уровень).
Аттестации проходят раз в полгода. Если есть программное обеспечение, то можно проводить 1 раз в квартал или разбивать аттестацию по темам. Темы аттестации выбираются в соответствие со списком требований к продавцу (см. список выше).
2.2. Методика проведения акции «Тайный покупатель».
Как уже стало понятно, введение категории продавцов позволяет создать и гибкую систему мотивации.
Результаты акций «Тайный покупатель», как бы они не были, на первый взгляд, субъективны, позволяют контролировать выполнение стандартов, применение речевых модулей в общении с покупателями.
Что касается разработки системы оплаты труда, то стоит учесть, что на сегодня наиболее распространены 3 формата розничной торговли:
1. Торговая точка в мебельном центре с одним продавцом
1. Торговая точка в мебельном центре с несколькими продавцами
2. Отдельно стоящий мебельный магазин/салон
От этого, в том числе и будем отталкиваться при разработке системы оплат продавцов.
4. Развитие персонала
4.1. Организация стажировки. Введение в должность.
4.2. Внутреннее обучение и наставничество.
4.3. Внешнее обучение.
Обучение персонала должно быть гармонично встроено в систему продаж, только тогда оно будет эффективным.